Птицы и звери
Главная Оружие и Снаряжение Оружие "Эстетика охотничьих ружей" - анализ художественной ценности охотничьего оружия

Свежие записи

Самое популярное

"Эстетика охотничьих ружей" - анализ художественной ценности охотничьего оружия

(8 Голосов)

 

Художественная ценность предмета – определение многогранное и сложное. Тем более, если дело касается главного атрибута военного дела - оружия. Категории для определения ценности подвержены влияниям моды и духу времени, однако, как не устаревает величие шедевров да Винчи и Рембрандта, так не меняется изящная красота искусно созданного ружья. Талантливый мастер-оружейник должен быть художником и скульптором одновременно, придумывая сюжет, композицию и технику исполнения. Недаром оружие остается одним из самых дорогих подарков.

Традиция дарить оружие высокопоставленным особам сложилась очень давно. Как память об этом изысканном обычае, русская оружейная палата хранит прекрасные образцы и военные трофеи из царской коллекции династии Романовых.

Сейчас наиболее ценные экземпляры находятся в частных коллекциях первых государственных лиц. Так, в коллекцию бывшего премьера Виктора Степановича Черномырдина, известного любителя охоты, входили уникальные образцы ружей и карабинов 19 и 20 веков, отечественные ружья Ижевского и Тульского заводов.

Желание обладать штучным экземпляром ружья со временем овладевает всеми бывалыми охотниками.
Интерес к эстетической стороне оружия подогревается спорами о том, какое ружье можно считать художественным эталоном - двуствольное курковое или одноствольное бескурковое.



На заре 20 века бескурковые ружья стали весьма модными среди европейской интеллигенции, в первую очередь из-за своего изящного внешнего вида. Судьба грубоватых двустволок, кажется, была решена. Однако, с появлением автоматического оружия, споры разгорелись вновь. Многие утверждали, что автоматика не может быть эстетичной – она груба, громоздка, и обладает еще худшими внешними данными, чем двустволки. В этих спорах четко определились 2 основных подхода к оружию и охоте: эстетский, ставящий на 1 место внешнее совершенство ружья и эмпирический, руководствующийся практической пользой и удобством. Опытные охотники, безусловно, окажутся на стороне второго подхода. Если один изучает строение животных по книгам, посещает музеи, и с интересом разглядывает чучела за стеклом, а другой дни напролет сидит в тесной каморке, копаясь во внутренностях и опытным путем постигая тонкости анатомии, очевидно, кто из этих двоих станет лучшим таксидермистом.

С появлением автоматического оружия пропасть между эстетикой ружья и его техническими характеристиками увеличилась. Современные модели ружей не могут похвастаться изяществом отделки, но зато удобны и точны в использовании, а одностволки прошлого века являют собой пример художественного мастерства, но сильно отстают от последних разработок оружейной индустрии. Поэтому, необходимо осознать, что художественная ценность часто далека от ценности практической.

Классические направления отделки ружей сформировались в разных странах под влиянием национальных традиций. Так же как колоритный костюм поляка невозможно спутать с нарядом уроженца Германии, техника украшения ружей в разных уголках мира обладает неповторимыми особенностями.

Английский узор характеризуется спиралевидным орнаментом с завитками. Спираль является древнейшим философским символом народов мира. Украшаемое английским орнаментом поле композиции ружья полностью заполняется мелкими узорами, а в просветах между ними гравируются крупные букеты.

Чешский или пражский орнамент – это разновидность растительного узора, как правило, из дубовых листьев. Символическое изображение листьев дуба часто встречается на предметах декоративно-прикладного искусства славянских народов.

Итальянский орнамент близок к узору «гротеск», популярному в Эпоху Возрождения. Заимствованный из античности, он характеризуется переплетением в одной композиции растений, животных, масок и мифических существ. «Гротеск» симметричен, но, в то же время, экстравагантен. Именно этот орнамент служил основным мотивом рафаэлевской росписи лоджии Ватиканского дворца.

Линии и формы ружей, их качество и точность боя также различаются в зависимости от страны-производителя.
Непревзойденной элегантностью и отличными характеристиками ствольной стали обладают французские ружья – эталон для большинства других стран. Наиболее известными французскими фирмами-производителями ружей считаются Форе Ле Паж и Пирлэ; менее известные в России - Верней-Каррон и ружья Гастин-Ренетта. Поклонники французских ружей утверждают, что именно во Франции впервые появились длинные ложи, упирающиеся в плечо.

Оружие английских мастеров отличает простота и изящество линий, наиболее полно проявившееся в ружьях с бескурковыми системами. Образцами английского качества и высокого боя являются ружья Джеймса Перде, Вестли Ричардса, Чарльза Ланкастера, Вильяма Форда и знаменитой фирмы Голланд и Голланд. В 1994 году ружье-горизонталка производства Голланд и Голланд, подаренное президенту Рузвельту, ушло с аукциона за 550000 долларов.

Бельгийские оружейники пытаются сочетать достоинства английских и французских мастеров. Огромное число бельгийских оружейных фабрик сосредоточено в местечке Льеж. Несмотря на некоторую подражательность, бельгийцы подарили миру такую известную в России фирму, как «Лепаж» и ружья Лебо-Куралли.

Немецкие модели сильно уступают английским и бельгийским по изяществу, не выдерживают критики качества и выпускаются, в большинстве своем, массово, но, все же, многие охотники с ностальгией вспоминают добротные ружья компании «Зауэр».

Принципы украшения современных ружей являются продолжением традиции декоративно-прикладного искусства прошлого. Наиболее густо всегда заполняется тяжелая и крупная коробка ружья - центр композиции. Стволам и ложе отводится, как правило, второй план. Плотной гравировкой покрываются две симметричные боковые части коробки и щиток. Большая боковая плоскость удобна для передачи основного сюжета композиции – крупных букетов, фигур, животных, сцен охоты. Нижняя плоскость обычно покрывается только орнаментом, однако в 50-е годы 20 века мастера оставляли на ней ленты с датой выпуска ружья. Встречается гравировка на спусковой скобе, рычаге запирания, защелке цевья.

Метод декорирования с помощью гравировки насчитывает много тысяч лет. По всему миру археологи находят камни и мегалиты с выгравированными на них рисунками, изображающими бытовые, военные и символические сюжеты.
В царской России гравировка широко использовалась на наградном оружии, являясь свидетельством отваги на поле боя и благожелательности монарха.

Ружья 17-18 веков щедро украшались золотом, серебром, драгоценными камнями.
Однако, с наступлением 19 века, украшение драгоценными металлами и камнями перестало быть эстетической нормой. На смену пришли скромные надписи, медальоны и канты золотом и серебром. Вскоре и они вышли из моды, а наибольшую ценность приобрела художественная ручная гравировка по стали, требующая высокого мастерства оружейника.
К началу 20 века популярность получил такой способ обработки оружия, как оксидирование - окислительная реакция на поверхности стали с целью защиты и придания ей хорошего внешнего вида. Как правило, отполированный ствол оксидировали в черный цвет.

В целом, при декорировании ружей применяются такие классические методы как: гравировка, серебрение, чернение, золочение, оксидирование. Самые дорогие экземпляры выполнены с использованием всех этих методов. Некоторые технологии декорирования дают наиболее гармоничный художественный эффект в паре. Например, серебрение прекрасно сочетается с оксидированием и финишным покрытием прозрачным лаком; золочение – с чернением.
В 20 веке, с изобретением лазера, стала применяться лазерная гравировка, преимущество которой состоит в высокой точности рисунка.

В наше время искусно выполненную гравировку сложными орнаментами можно встретить лишь на дорогих ружьях. Дешевые экземпляры нередко обладают грубыми дефектами, при которых неаккуратную врезку металлических частей пытаются скрыть с помощью неуклюжей гравировки. Главным минусом дешевых ружей является их угловатость по сравнению с обтекаемой формой более ценных экземпляров.

Классическими образцами оружейного мастерства считаются работы Хуберта Лепажа, Харви Мортимера, Лазаро Лазарони.

Знаменитая бельгийская фабрика была названа именем мастера-оружейника Хуберта Лепажа, охотничьи ружья которого так высоко ценились в России за свое изящество и отделку. Из-за своей скромной цены «лепажи» покупали самые обычные охотники, ведь не каждый из них мог позволить себе ружье за 200-800 рублей в то время, когда стоимость коровы составляла 25 рублей. Однако, важным критерием покупки оставался, все же, красивый внешний вид лепажского оружия.

Английский оружейник Харви Уолклейт Мортимер создавал роскошное дуэльное оружие для членов королевской семьи при дворе Георга III. Его ружья до сих пор считаются эталоном английского стиля.

Традиции русской оружейной школы окончательно сформировались в XVI - XVII веках. В Оружейной плате собрана уникальная коллекция охотничьих ружей Тульской оружейной фабрики, предназначавшихся для царской охоты. Она представляет высокую художественную ценность как самобытный предмет декоративно-прикладного искусства. При взгляде на эти прекрасные экземпляры, кажется, что русские мастера действительно сумели блоху подковать, - настолько тонка инкрустация ложи и рельефная резьба на стволах с позолотой.

С открытием в 1870 году Ижевской школы оружейного мастерства российское оружейное дело поднялось на новый виток развития.
К началу 20 столетия наметилась основная направленность русских оружейных заводов. Сестрорецкий завод специализировался на выпуске инструментов, Тульский – на длинноствольном оружии, револьверах и пушках, Ижевский стал основным изготовителем длинноствольного оружия и стали.

Интерес и любовь к оружию не угасают и в наши дни. Появились новые, современные предприятия, изготавливающие штучное оружие под заказ. Большой популярностью пользуется воссоздание исторического вида стрелкового и холодного оружия.
Самые крупные производства российских охотничьих ружей сосредоточены в Туле и Ижевске.

Современные ружья, изготовленные Ижевским механическим заводом, дифференцируются по нескольким классам - «Престиж», «Делюкс» и «Эксклюзив»,- в зависимости от плотности заполнения узором, глубины детализации, сложности обработки, качества стали и дерева. В создании наиболее дорогих ижевских ружей используются: сложные орнаменты разных стилей с заполнением всей поверхности, многофигурные композиции со сценами охоты, охотничьего быта, фольклора, тончайшая проработка деталей в перспективе, сложные ручные гравировки, выполненные в соответствии с назначением оружия.
Тульские и ижевские ружья высоко ценятся мировым сообществом - они неоднократно награждались дипломами крупных международных выставок.

Страсть к выслеживанию и охоте всегда была присуща человеческой натуре. Ограненная художественным вкусом и мастерством, эта страсть способна создать величайшие произведения оружейного искусства, не подверженные влиянию моды и времени. Как простой охотник из глубинки, так и государственный деятель по-прежнему будут очаровываться красотой и силой авторского стрелкового оружия.

 

 


Художественная отделка оружия

30.08.2011
Примеры работ оружейников Художник-гравер: В.М. БелобородовСлесарь-сборщик: Г.И. КаргашинСборщик ложи: А.А. БрыловНазвание: «Юбилейное»Модель ружья: ИЖ-27-1СИзготовление: 1970-1971 гг.Материалы: Серебро, золотоТехника: Сплавы, эмаль, всечка, насечка (впервые в оформлении были использованы цветные эмали в комбинации с драгметаллами).Описание: Посвящено XXVI съезду КПСС. Оригинальное и...(7)
Подробнее...

 

Hits: 6813
Комментарии (0)add
Написать комментарий
smaller | bigger

busy
 
Поиск по сайту
авторизация



Глазами фотоохотника
No images
Комменты
Сейчас на сайте
Сейчас 66 гостей онлайн
На форуме

Нет сообщений для показа