Птицы и звери
Главная

Свежие записи

Самое популярное

Введение.Сущность дрессировки

Эта книга-практическое руководство по воспитанию и натаске охотничьей собаки. Автор преднамеренно не касается теории.

Причина того, что подавляющее большинство собак не постав­лено как следует, заключается в равнодушии их хозяев. Охотник, покупающий собаку, не видит необходимости до покупки приоб­рести хорошее руководство по дрессировке и натаске собаки, а если он и достает такую книгу, то недостаточно глубоко изучает ее. А са­мое главное, собаку надо уметь правильно понимать, любить и самому научиться "мыслить по-собачьи", только при этих условиях можно добиться от собаки желаемого результата. Большинство же собако­водов, многие тысячи их, из-за своей косности и неумения довольствуются невоспитанными собаками, бросающимися на всех и веду­щими за собой на сворке хозяев на прогулку. Таким собаководам трудно исправиться и полностью изменить свои взгляды, очелове­чивающие собаку; например, что его собака "только что не говорит", "она понимает каждое слово", "она упряма, делает на зло", "она прек­расно знает, в чем провинилась" и т. д.

Чтобы стать настоящим дрессировщиком, необходимо категори­чески отказаться от подобных взглядов, понять собаку правильно, т. с. научиться самому воспринимать все явления жизни так, как их воспринимает собака, научиться обосновывать все ее действия с ее, собачьей, а не своей,человеческой, точки зрения. Необходимо четко усвоить, что собака не можем мыслить, (как человек ), что v нее нет чувства виновности или правоты (как у человека), что она не пони­мает смысла слов: "приказывать', ' слушаться", "награда", "паказание". Но мы будем в дальнейшем условно употреблять эту терминологию, так как для выражения наших мыслей не имеем другой, и упразднив ее, запутаем читателя.

У собаки многие органы чувств и способности развиты значительно сильнее человеческих, например, чутье (иногда оно граничит с невероятным), слух, ориентировка в местности. Задача дрессиров­щика — умело и правильно использовать эти способности.

Действия собаки никогда не вызываются желанием сделать нам что-нибудь приятное или полезное. Это надо твердо усвоить.

Если собака прекращает какое-нибудь нежелательное для нас действие, которое она с удовольствием продолжала бы, то это толь­ко потому, что вследствие нашего вмешательства собака приобрела, при повторении этого действия, достаточно неприятный для нее опыт.

Если мы сумели заставить собаку исполнить наше требование, то только потому, что она уже приобрела опыт, что, исполнив это требование, она может избежать болевых ощущений и неприятностей и получит похвалу и лакомство.

В природе мы можем наблюдать, что звери пренебрегают болью и неприятностями для того, чтоб избежать значительно больших непри­ятностей и боли. Почему лиса, попавшая в капкан,сама отгрызает себе лапу? Чтоб избежать голодной смерти или не попасть в руки самого страшного врага - человека.

Почему кобель подкапывается под заборы , срывая при этом когти и раня до крови лапы? Чтобы пробраться к пустующей суке, его на это толкает инстинкт, но путем его ''собачьего мышления ". Эти свойства можно использовать при дрессировке. Если мы желаем добиться от нашей собаки какого-либо действия, то надо ее поста­вить в такие, неприятные для нее условия, чтоб желаемое действие было бы для собаки выходом из этих неприятных условий. Напри­мер, мы не хотим, чтоб собака выбегала во двор через парадный вход. Когда она пойдет туда, надо бросить в нее горсть дроби или ударить, плеткой, или устроить холодный душ, — в общем доставить какую-нибудь неприятность; одновременно надо оставить открытой ту дверь, через которую собака должна выходить; при ее выходе из этой диери надо ее похвалить и дать ей кусочек лакомства.. Конечно, собака после этого долго не будет ходить через парадный вход.

Во взаимоотношениях между людьми, человеку проще и легче добиться расположения другого человека в случае, если тот окружен недоброжелателями, и единственным, настроенным к нему добро-желательно,является именно тот, кто ищет его расположения.

По аналогии, если желательно, чтоб Дружок любил только своего хозяина и больше ни к кому не ласкался, надо, чтоб все посторонние , приходящие в дом, доставляли бы Дружку неприятности, щел­кали бы его по носу, наступали на лапы и т. п., тогда Дружок пойдет только к хозяину - ведь хозяин никогда не доставляет неприятно­стей, и он дает лакомство. Собаке никогда не понять, что как раз хо­зяин-то и заставил всех своих знакомых обижать его. Вследствие такого безграничного доверия собаки легко поддаются дрессировке в самых различных областях с самыми разнообразными требова­ниями. Именно благодаря таким свойствам собака может стать чудес­ным, незаменимым товарищем в любом положении жизни.

Когда собаковод научится правильно понимать свою собаку, то ему уже не потребуется каждый раз обращаться к руководст­ву, чтобы добиться от собаки выполнения того или иного требо­вания; собаковод уже сам будет знать, какой способ дрессировки нало применить в каждом отдельном случае.

Если собаку дрессировать и натаскивать по руководству без­думно, без анализа и творческого подхода, придерживаясь только буквы, то хорошего результата не будет. Характеры и способности собаки так разносторонни и многогранны, что для дрессировки каждой собаки требуется индивидуальный подход и правильный выбор метода дрессировки, в зависимости от особенностей соба­ки; нельзя дать раз и навсегда одного рецепта, действительного для всех.

Собака произошла от волка и унаследовала от него свойство охотно подчиняться сильнейшему, ведущему. Это свойство лежит в основе дрессировки. Подавляющее большинство собак охотно подчиняется ведущему - человеку. Однако все-таки существует очень небольшой процент таких собак, которые сами требуют под­чинения себе. Как волки, желающие стать вожаками, дерутся между собой, иногда со смертельным исходом, так, в некоторых случаях происходит борьба "за власть" между собакой и человеком, тем более результативная для человека, чем раньше он возьмется за воспитание собаки. Надо добиться хорошей дисциплины, но так, чтобы собака не боялась своего хозяина, не превратилась бы в за­пуганное создание без всяких личных желаний. Она должна оставаться жизнерадостной, подвижной, любить своего хозяина, а не бояться его, находить самое большое удовольствие в охоте, в тес­ном контакте с хозяином; должна работать четко и темперамент­но. При нежелательном действии собаки дрессировщик должен уметь в нужный момент дать собаке почувствовать боль или доставить ей другую неприятность, и обрадовать собаку в момент ее правильного действия.

С давних времен собаководы знают, что невозможно отучить их питомцев гоняться с лаем за велосипедистами и автомобилями, если после их возвращенин бить их, кричать и ругать. Многие считают, что тут уже ничем не поможешь.

Однако стоит хоть раз попасть собаке под колесо так, чтоб это причинило ей боль, и собака уже никогда не будет больше гоняться. "Какая глупая собака, -подумает хозяин,- я ее в течение месяца драл, как сидорову козу, морил голодом, запирал в чулане, а она все гонялась. А как ей один раз прижало лапу колесом - и сов­сем не так больно - она перестала"

Действительно в человеческом понимании собака глупа, так как лишена способности логически мыслить и делать выводы. Она не по­нимает связи между гоном за машиной и побоями хозяина. А воздействие в тот же момент - колесо делает больно - это она пони­мает, т. е. по-своему, по-собачьи, она умна, она уже больше никогда не бросится к такому колесу.

При  дрессировке  собаки, когда   требуется   как-то  изменить ее действия,   первая  задача  дрессировщика правильно  понять,  что  при этом "думает" собака, г. е. как она по-своему, по-собачьи, воспри­нимает данную ситуацию. Для этого необходимо совершенно отой­ти, на время решения этой задачи   от своего, человеческого, мнения по   поводу данной  ситуации   и перейти  на  "точку  зрения "собаки.

Только таким  способом  можно  найти   правильный   метод воз­действия    на   собаку    в   каждом отдельном   случае.   Начинающим дрессировщикам надо особенно твердо помнить, что бранить и делать выговор собаке  можно только в  юм случае, когда имеется полная уверенность,  что   собака   понимает,  за  что ей выговаривают, и  это можно делать только непосредственно в момент проступка собаки - иначе этот выговор принесет только вред. Очень сильно надо остерегаться неправильных  выводов       из поведения собаки. Например, собака  убежала из дома и гуляла в течение  многих   часов. Из того, что она явится домой, под­жавши хвост, крадучись, с опущенной головой, нельзя делать вывод, что она знает, в чем    провинилась. Прост она знает по опыту,    что хозяин будет ее бить. А что он бьет ее за ее гулянье она понятия не имеет.  Ведь она собака, ее тянет приволье, ей хочется побегать, все об­нюхать, побыть в приятном обществе других собак. Это для нее вполне естественно, это ей свойственно и в ее понятии ничем не ущемляет прав ее хозяина. А нака­зание запоздало, ведь хозяин бьет ее когда она уже вер­нулась домой; значит, собака может понять только так: бьют за возвращение домой, куда ее все-таки тянет при­вязанность к хозяину (несмотря на битье), а также привычка и голод.

Надо уметь выбирать правильный способ дрессировки для каждой собаки. Как пример возьмем способ при­учения собаки к тому, чтоб она в определенное место, скажем дом, по команде относила какой-нибудь пред­мет  газету или письмо. Этому можно учить только ту собаку, которая уже прекрасно аппортирует и носит в пасти данный ей предмет, не бросая его без команды.

1-й способ: собаке надо дать в рот какой-нибудь пред­мет и громко, резко и властно крикнуть "неси", а по­мощник, которого собака хорошо знает и любит, должен стоять на расстоянии 100м и ласково звать ее.

Резкий окрик нужен для того, чтоб оттолкнуть от себя собаку. Собака подбежит к помощнику, он возьмет предмет из пасти, даст ей кусок мяса и похвалит, немно­го подержит собаку на сворке, потом снова вложит ей в рот предмет и крикнет: "неси".  Теперь ее будет звать уже хозяин. Когда собака четко усвоит прием, надо будет постепенно увеличивать расстояние между хозяином и помощником, довести его до километра, двух, трех, в кон­це концов до сторожки в лесу или нужного дома в деревне. Тон команды надо будет смягчить, т. е. уже не кричать, а говорить обычным голосом.

2-й способ: встречаются собаки с мягким характером, очень робкие, нервные, реагирующие на все болезненно. Для них необходимо ввести в описанном методе следую­щее изменение. С самого начала обучения команду "неси" надо давать ласково, и первые несколько раз самим бежать к помощнику рядом с собакой. Помощник должен награ­дить собаку мясом, взять ее на сворку, и, когда хозяин вернется на свое место, отпустить ее с аппортируемым предметом, по команде "неси', к хозяину. Конечно, этот способ менее убедителен для собаки, чем первый, однако, если робкой собаке крикнуть резким голосом "неси", то она выронит из морды апортируемый предмет, подож­мет хвост, бросится к ногам хозяина и станет * извиняться''. Помощником должен быть человек, которого эта собака хорошо знает и любит, и на зов которого она охотно от­кликнется, а то, что хозяин бежит с ней рядом, еще уве­личит доверие и радость собаки.

После нескольких таких упражнений хозяину будет достаточно сделать всего несколько шагов по направлению к помощнику, а собака уже добежит до него, отдаст аппортируемый предмет и с радостью возьмет мясо.

3-й способ: иногда встречаются собаки, настолько привязанные к своему хозяину, что они ни на чей другой зов ни за что не пойдут. Такую собаку надо привязать, дать ей предмет для аппортирования в пасть, оставить с ней помощника и хозяину отойти метров на 200 -300; по команде помощника "неси" и одновременному зову хо­зяина, собака с радостью принесет аппортируемый предмет, отдаст его хозяину и получит мясо. Расстояние надо постепенно увеличивать, довести его до километра, 2-х, 3-х, до определенного дома. Помощник не должен отпускать собаку с командой "неси" раньше, чем, напри­мер, через 2 часа после ухода хозяина так, чтобы хозяин мог за это время дойти до нужного места (дома). Когда собака принесет туда аппортируемый предмет, то радость встречи будет велика — и место знакомое, и хозяин, и еда, и набегалась вдоволь. Когда собака будет четко выполнять эти требования, хозяину следует отвести соба­ку на 200 — 300 м от дома, а дома оставить помощника и скомандо­вать собаке "неси". Помощник должен ласково позвать ее из дома, одновременно загреметь миской, из которой ее кормят и, — так вос­принимают явления собаки, — перед ее умственным собачьим взором живо предстанет недавний приятный опыт, — она вбегает в знакомый дом, радостная встреча с хозяином, он ей дает миску с вкусной едой; — настолько живо предстанет все это, что она даже не сможет дать себе отчета в том, что ведь отсылает-то ее от себя хозяин, а не помощник, и радостно побежит с аппортируемым предметом во рту к дому. Останется только увеличить расстояние до дома, и мы достигнем на­шей цели.

Здесь приведены три способа дрессировки, ведущие к одной цели. Этот пример дан для того, чтобы подчеркнуть насколько важен для хорошего результата дрессировки подход к каждой собаке с учетом всех индивидуальных особенностей ее характера и для того, чтоб показать, что не может быть единого метода дрессировки для всех собак. "Безотказный" метод дрессировки, - один для всех собак, может навязывать только очень ограниченный человек, и результатом будет испорченная собака, так как там, где этот метод не будет подхо­дить к данной собаке - его начнут "закреплять" плеткой и криком.

Процесс самой дрессировки очень прост; труднее всего начинаю­щему дрессировщику перестроить свое мышление так, чтобы правиль­но понимать собаку; несмотря на наши многочисленные предостере­жения об этом, большинство собаководов все-таки считает собак разумным мыслящим существом. При дрессировке труднее всего никогда не терять самообладания,    уметь справляться  с нервами,   и не терять с собакой «товарищеских отношении». Однако  выполнение этих условий необходимо для обеспечения успеха. Хотя бывает, и не редко, что даже дрессировщики поставившие не одну  собаку,  подчас  теряют самообладание   при   непослушании собаки и, в пылу гнева, берутся за плетку, вместо того, чтобы спокойно обдумать поведение собаки, свои действия и найти причину непо­слушания в своей ошибке. Настоящим дрессировщиком может стать только тот, кто настолько сумеет перевоспитать себя, что никогда не допустит срыва, а со временем даже не будет ощущать в этом по­требности, так как правильное понимание собаки уже войдет в его плоть и кровь.

Я постараюсь разъяснить как можно лучше, прибегая к большому числу примеров, правильное и неправильное воздействие на собаку.

Я хочу, чтобы после прочтения этой книги, каждый читатель, даже профан этого дела, даже новичок, впервые пожелавший разобраться в дрессировке, понял бы совершенно ясно и четко, как надо правильно дрессировать собаку; чтоб он сумел найти верный метод дрессировки, смог бы полностью освоить метод "мышления" собаки.

В заключение еще раз подчеркну важнейшие положения дресси­ровки:

Для того, чтобы успешно дрессировать собаку, необходимо ее правильно понять, а не очеловечивать.

Необходим тесный контакт между человеком и собакой; хозяин должен любить свою собаку, иметь к животным природную склон­ность; такого человека любая собака, после весьма короткого зна­комства, начнет признавать и слушаться.

Если уж хозяин, при всем своем старании, не может заставить свою собаку слушаться его (бывают такие люди, которых собаки не признают), тогда ему не остается ничего другого, как отдать ее в обу­чение опытному дрессировщику-натасчику, а самому точно скопиро­вать его приемы управления собакой.

При дрессировке очень важно, чтобы дрессировщик оказывал на собаку воздействие именно в нужный момент; запоздание, даже на несколько секунд, уже не даст ожидаемого результата. Когда щенка впервые приучают к команде "нельзя", ему надо причинить неприят­ность, боль, конечно, небольшую, в соответствии с его возрастом и развитием, и так, чтобы неприятность эта в понимании щенка исхо­дила не от хозяина.

Например, если щенок начнет грызть занавеску, надо резким то­ном сказать "нельзя", и бросить в спину щенку горсть дроби; щенок визгнет и убежит, его надо позвать к себе и приласкать; нельзя его продолжать бранить, когда он уже бросит занавеску и подбежит - короткий эпизод дрессировки закончен; хозяин для щенка - хоро­ший, он его приласкал, а занавеска - скверная - если ее грызть - вдруг становится больно и страшно.

Не следует злоупотреблять командой "нельзя" и применять ее часто и по всякому пустячному случаю. Надо добиться безотказности ее выполнения и применять только в случае действительной необходимости для прекращения нежелательного действия собаки. Давать команду "нельзя" следует в тот момент, когда собака только соби­рается броситься за кошкой или собакой, когда она только готовится поднять ногу на ножку стола и не успевает еще осуществить свое намерение.

Существует большая разница между механической строгой пар­форсной дрессировкой старого типа, применявшейся в былые време­на, и методом дрессировки, основанном на полном понимании собаки, которой я описываю. Приведу пример: при старой парфорсной дрес­сировке, для того, чтобы заставить собаку прыгнуть через препятст­вие, по команде дрессировщика "гоп", его помощник сразу же, с первого раза занятий, перетаскивал собаку на парфорсе, причиняя ей боль, через препятствие (барьер или канаву). В результате такой дрессировки цель будет достигнута - собака прыгать будет, но она потеряет жизнерадостность, прыжок ей уже никогда не доставит удо­вольствия, так как она вынесет слишком много боли при первона­чальном обучении, а по возвращении к хозяину может на охоте отка­заться от прыжка через забор при аппортировании дичи.

По моему методу надо сначала самому, рядом с собакой перепры­гнуть низкий барьер и дать ей после этого лакомство. Барьер следует постепенно делать выше (канаву - шире), можно уже самому не пере­прыгивать его, собака будет прыгать одна, после прыжка всегда надо давать лакомство. Когда этот прием будет полностью отработан, на собаку следует надеть парфорс и при команде "гоп" (которую она отлично исполнила бы и без парфорса) надо одернуть ее парфорсом, не сильно, но так, чтобы все-таки почувствовалась боль. Следует провести несколько таких занятий, так как без них безотказность исполнения в любых условиях не будет достигнута. Элемент принуж­дения необходим, но в такой степени, чтоб он не убил жизнерадост­ности собаки. Собака, выдрессированная этим методом, будет на охоте с радостью брать препятствия с дичью в морде, чтоб поскорее отнести ее хозяину, которого она любит.

Команды надо давать с правильной интонацией, например: "Впе­ред!", "аппорт", "нельзя" — коротко и резко.

Хвалить надо — мягко и растянуто. Надо следить за исполнением каждой команды и при первом же неисполнении применить принуж­дение — иначе выработка дисциплины невозможна.

Сразу же при приучении собаки к командам надо приучить, ее и к жесту и к свисту. Укладка собаки на расстоянии так важна, что необходимо, чтобы собака ложилась бы не только по словесной команде "лечь", но и по поднятой руке и по вибрирующем свистку.

Уже давно прошло то время, когда основу дрессировки составляло битье и истязание собаки. Теперь совсем другие способы дрессировки;   избытком похвалы и ласки собаку не испортишь, а битьем испортить можно. Однако неправ будет и тот,  кто решит, что безот­казного исполнения команд можно добиться только лаской и лаком­ством; элемент принуждения необходим, только надо выбрать разумный, наиболее эффективный способ, чтоб свести при этом болевые ощущения собаки до возможного минимума, не убить жизнерадост­ности собаки и ее доверия к хозяину.

Из всех пород охотничьих собак больше всего работы с легавой собакой, так как это универсально работающая собака - она ищет верхом,  делает стойку по птице, работает по зверю - следом, находит подранка, аппортирует его или лает до прихода хозяина — подзывает его к убитой дичи. Безотказность исполнения команд на охоте дости­гается тем, что нельзя пропускать ни одного случая отказа исполнить команду — это касается и хорошо поставленных собак, дрессировка которых уже окончена; следует взять собаку на длинную сворку, спровоцировать аналогичные обстоятельства и добиться выполнения команды методом принуждения.

Вернуться к содержанию книги-->>

 

 

Обновлено (25.12.2011 10:28)

 
Поиск по сайту
авторизация



Глазами фотоохотника
No images
Комменты
Сейчас на сайте
Сейчас 74 гостей онлайн
На форуме

Нет сообщений для показа